Шапарюк Анна Петровна, воспитатель

«Осень – чудная пора» Познавательно – исследовательский проект во II младшей группе

Вид проекта: групповой . 

Место реализации: МКДОУ «Детский сад №1» Левокумского муниципального района

Тип проекта: познавательно – исследовательский проект

Временные рамки проекта: с 11.10.2021г. по 29.10.2021г.

Участники проекта: воспитатель Шапарюк А.П., воспитанники II младшей группы 10 человек, родители воспитанников группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Актуальность проекта

Осень – самое благодатное время для наблюдений за изменениями в природе. Осенняя природа необычайно яркая, многообразная, стремительно меняющаяся. Она привлекает внимание детей, оставляя в их душе неизгладимый след, а значит, пробуждает любовь к родному краю, приобщает ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты.

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой.

В проекте учитывается вариативное развивающее образование, ориентированное на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, свобода в выражении своих чувств и мыслей. В этом заключается новизна проекта.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Цель:

расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

• углубить представления об изменениях в природе осенью;

• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы»;

• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Предполагаемые результаты:

• углубление и расширение знаний об осени, ее признаках и дарах;

• Пополнение словарного запаса;

• развитие навыка общения и речи, пространственной ориентации;

• развитие художественно-творческих навыков.

· сформируется активность  и заинтересованность родителей в образовательном процессе детей.

Ресурсное обеспечение:

-искусственные осенние листья;

- набор картинок на темы: «Осень золотая», «Щедрая осень», «Приметы осени»;

- подборка литературных и музыкальных произведений на данную тему;

- каталог дидактических игр;

- материал для художественного творчества: акварель, кисти, стаканы-непроливашки, альбомные листы А4,

- фотоальбомы, репродукции пейзажей  природы в осенний  период;

- мультимедийные презентации;

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный.

- Выбор темы проекта;

- Определение цели и задач проекта;

- Составление плана работы;

- Изучение методической литературы;

- Подготовка оборудования, материалов;

- Предварительная работа с родителями.

2.Практический этап.

-Работа с детьми

-Взаимодействие с родителями

3. Итоговый

-Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта

-Выставка  творческих работ и поделок

- Итоговое развлечение по теме проекта

Содержание деятельности по образовательным областям:

Познавательное развитие

экскурсия по территории ДОУ( «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» и др.);

-экспериментальная деятельность с осенними листьями;

-Беседа по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?». «Какие у осени краски?»

-Настольно – печатные игры: «Времена года» «Кто где живёт?», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?» и др.

-Мультимедийная презентация «Золотая осень».

Речевое развитие.

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»,

А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» ,

И. Соколов- Микитов «Листопадничек », М. Пришвин «Птицы и листья».

-загадки, пословицы, поговорки;

Социально-коммуникативное развитие.

-Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в осеннем лесу», «Овощной магазин», «Магазин цветов», «Семья»

-Дидактические игры: «Кто больше знает примет осени?», «Какой сок, варенье?», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»;

-Беседы: «Сколько красок у осени?», «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Труд людей осенью» и др.; (Рисунок 1)

Художественно-эстетическое развитие.

-Рисование нетрадиционными способами: «Разноцветный лес» (штампование губкой) , «Какой я вижу осень». (Рисунок 2)

-Участие в выставке (совместно с родителями) «Что нам осень принесла» (Рисунок 3)

-Прослушивание музыкальных произведений:

П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», песни об осени.

-Музыкальное тематическое развлечение «Праздник Осени». (Рисунок 4)

Физическое развитие.

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;

физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;

дыхательная гимнастика «Ветерок»;

хороводная игра «К нам осень пришла», «Собираем урожай».

подвижные игры «У медведя во бору»,  «Перелет птиц», «Зайка серенький сидит».

Трудовая деятельность:

-Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Взаимодействие с родителями.

-Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»

-Папка-передвижка «Осенние месяцы» -Сбор природного материала

-Участие в выставке «Что нам осень принесла».

-разучивание с детьми стихов и изготовление костюмов к утреннику.

План реализации проекта

Мероприятия

Задачи

Сроки

Участники

1.Подготовительный этап

1.1

Изучить методическую литературу по теме, подобрать иллюстрации, фотографии, оборудование для занятий, игр и бесед с детьми.

11.10.21г.

Воспитатель, музыкальный руководитель

1.2

Подобрать песни, связанные  с тематикой проекта.

1.3

Составить план проекта.

1.4.

Беседа с детьми «Что вы знаете об осени»

Выяснить, что знают дети об осени на начальном этапе проекта.

Воспитатель, дети

2. Практический  этап

2.1.

Экскурсия в  Доу

«Деревья и кустарники нашего детского сада»,

 «Ищем приметы осени»

Наблюдать за деревьями и другими растениями.

2.Наблюдать за отличительными особенностями и внешними признаками наступления осени.

12.10.21г

Воспитатель, дети

2.2.

«Осень листья закружила»

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;

физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;

дыхательная гимнастика «Ветерок»;

хороводная игра «К нам осень пришла», «Собираем урожай».

ежедневно в течение реализации проекта

Воспитатель, дети

2.3.

Физкультура на свежем воздухе.

подвижные игры «У медведя во бору», 

«Перелет птиц», «Зайка серенький сидит».

1 раз в неделю в теплую погоду в течение проекта

Воспитатель, дети, инструктор по физической культуре

2.4

Экспериментальная деятельность с осенними листьями «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья»

Рассматривать листья различных деревьев.

2. Наблюдать за изменениями, происходящими с листом с наступлением осени.

13.10.21г.

Воспитатель, дети,

2.5

«Золотая осень».

1.Просмотр мультимедийной презентации «Золотая осень».

2. Настольно – печатные игры: «Времена года» «Кто где живёт?», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?» и др.

3.Рисование на тему «Какой я вижу осень»

14.10.21г-15.10.21г.

Воспитатель, дети,

2.6.

Беседы на тему: - «Сколько красок у осени?», «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Труд людей осенью» и др.;

 Беседы по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?».

-Дидактические игры: «Кто больше знает примет осени?», «Какой сок, варенье?», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»;

-Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в осеннем лесу», «Овощной магазин», «Магазин цветов», «Семья»

21.10.21г-

24.10.21г

Воспитатель, дети,

2.7.

Чтение художественной литературы

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,И. А.

Бунин «Лес, точно терем расписной…»,

А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» ,

И. Соколов- Микитов «Листопадничек »,

 М. Пришвин «Птицы и листья».

-загадки, пословицы, поговорки;

3 раза в неделю в течение реализации проекта

Воспитатель

2.8.

Выставка декоративно-прикладного творчества.

-Рисование нетрадиционными способами: «Разноцветный лес» (штампование губкой) ,

«Какой я вижу осень».

-Прослушивание музыкальных произведений:

П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», песни об осени.

26.10.21г-

27.10.21г.

Воспитатель, дети

3. Заключительный этап

3.1.

Беседа с детьми «Какие у осени краски?»

1.Выяснить, что узнали дети об осени на заключительном этапе проекта.

2.Что им запомнилось и понравилось больше всего, что было наиболее интересным.

28.10.21г.

Воспитатель, дети,

3.2

«Что нам осень принесла»

оформление выставке поделок  (совместно с родителями)

28.10.21г.

Воспитатель, дети, родители

3.3

Музыкальное тематическое развлечение «Праздник Осени».

Участие в мероприятии «Праздник Осени»

29.10.21г.

Воспитатель, дети

Результаты проекта:

1. В рамках реализации проекта уровень знаний детей об осени значительно повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о сезонных изменениях в природе.

2. В процессе наблюдений уточнялись знания детей о том, что такое «ранняя», «поздняя осень» - чем они отличаются; почему листья меняют свой цвет, а потом опадают (солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление называется листопад).

3. В ходе работы по проекту «Осень – чудная пора» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в музыкально-тематическом развлечении, рисовали, играли, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями на осеннюю тематику.

4. В результате реализации проекта дети приобрели опыт в проектно-исследовательской деятельности, их познавательный интерес повысился, появилось желание наблюдать и исследовать.

5. Активный словарь детей пополнился эпитетами, стихами, пословицами и поговорками на осеннюю тему.

6. На протяжении всей работы родители были активными и заинтересованными участниками и помощниками проекта.

Литература для педагога:

1.Володина Н.Э. К цветку цветок… - С.-П.: Лениздат, 1993

2. Корниенко Г. Искусство цветов. – Киев, 1994

3. Первушина О.М., Столбова В.Г. Природа и творчество. – Пермское книжное издательство, 1990

4. интернет – ресурсы: https://ped-kopilka.ru

https://infourok.ru

https://www.maam.ru

17 марта 2021 в 21:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.