Шапарюк Анна Петровна, воспитатель
«Осень – чудная пора» Познавательно – исследовательский проект во II младшей группеВид проекта: групповой . Место реализации: МКДОУ «Детский сад №1» Левокумского муниципального района Тип проекта: познавательно – исследовательский проект Временные рамки проекта: с 11.10.2021г. по 29.10.2021г. Участники проекта: воспитатель Шапарюк А.П., воспитанники II младшей группы 10 человек, родители воспитанников группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Продолжительность проекта: краткосрочный Актуальность проекта Осень – самое благодатное время для наблюдений за изменениями в природе. Осенняя природа необычайно яркая, многообразная, стремительно меняющаяся. Она привлекает внимание детей, оставляя в их душе неизгладимый след, а значит, пробуждает любовь к родному краю, приобщает ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой. В проекте учитывается вариативное развивающее образование, ориентированное на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, свобода в выражении своих чувств и мыслей. В этом заключается новизна проекта. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности). Проект позволит: Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе. Цель: расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Задачи: • углубить представления об изменениях в природе осенью; • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; • пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы»; • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. Предполагаемые результаты: • углубление и расширение знаний об осени, ее признаках и дарах; • Пополнение словарного запаса; • развитие навыка общения и речи, пространственной ориентации; • развитие художественно-творческих навыков. · сформируется активность и заинтересованность родителей в образовательном процессе детей. Ресурсное обеспечение: -искусственные осенние листья; - набор картинок на темы: «Осень золотая», «Щедрая осень», «Приметы осени»; - подборка литературных и музыкальных произведений на данную тему; - каталог дидактических игр; - материал для художественного творчества: акварель, кисти, стаканы-непроливашки, альбомные листы А4, - фотоальбомы, репродукции пейзажей природы в осенний период; - мультимедийные презентации; Этапы реализации проекта 1. Подготовительный. - Выбор темы проекта; - Определение цели и задач проекта; - Составление плана работы; - Изучение методической литературы; - Подготовка оборудования, материалов; - Предварительная работа с родителями. 2.Практический этап. -Работа с детьми -Взаимодействие с родителями 3. Итоговый -Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта -Выставка творческих работ и поделок - Итоговое развлечение по теме проекта Содержание деятельности по образовательным областям: Познавательное развитие экскурсия по территории ДОУ( «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» и др.); -экспериментальная деятельность с осенними листьями; -Беседа по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?». «Какие у осени краски?» -Настольно – печатные игры: «Времена года» «Кто где живёт?», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?» и др. -Мультимедийная презентация «Золотая осень». Речевое развитие. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» , И. Соколов- Микитов «Листопадничек », М. Пришвин «Птицы и листья». -загадки, пословицы, поговорки; Социально-коммуникативное развитие. -Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в осеннем лесу», «Овощной магазин», «Магазин цветов», «Семья» -Дидактические игры: «Кто больше знает примет осени?», «Какой сок, варенье?», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»; -Беседы: «Сколько красок у осени?», «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Труд людей осенью» и др.; (Рисунок 1) Художественно-эстетическое развитие. -Рисование нетрадиционными способами: «Разноцветный лес» (штампование губкой) , «Какой я вижу осень». (Рисунок 2) -Участие в выставке (совместно с родителями) «Что нам осень принесла» (Рисунок 3) -Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», песни об осени. -Музыкальное тематическое развлечение «Праздник Осени». (Рисунок 4) Физическое развитие. Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»; физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»; дыхательная гимнастика «Ветерок»; хороводная игра «К нам осень пришла», «Собираем урожай». подвижные игры «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Зайка серенький сидит». Трудовая деятельность: -Совместное украшение группы к осеннему празднику. Взаимодействие с родителями. -Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной» -Папка-передвижка «Осенние месяцы» -Сбор природного материала -Участие в выставке «Что нам осень принесла». -разучивание с детьми стихов и изготовление костюмов к утреннику. План реализации проекта
Результаты проекта: 1. В рамках реализации проекта уровень знаний детей об осени значительно повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о сезонных изменениях в природе. 2. В процессе наблюдений уточнялись знания детей о том, что такое «ранняя», «поздняя осень» - чем они отличаются; почему листья меняют свой цвет, а потом опадают (солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление называется листопад). 3. В ходе работы по проекту «Осень – чудная пора» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в музыкально-тематическом развлечении, рисовали, играли, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями на осеннюю тематику. 4. В результате реализации проекта дети приобрели опыт в проектно-исследовательской деятельности, их познавательный интерес повысился, появилось желание наблюдать и исследовать. 5. Активный словарь детей пополнился эпитетами, стихами, пословицами и поговорками на осеннюю тему. 6. На протяжении всей работы родители были активными и заинтересованными участниками и помощниками проекта. Литература для педагога: 1.Володина Н.Э. К цветку цветок… - С.-П.: Лениздат, 1993 2. Корниенко Г. Искусство цветов. – Киев, 1994 3. Первушина О.М., Столбова В.Г. Природа и творчество. – Пермское книжное издательство, 1990 4. интернет – ресурсы: https://ped-kopilka.ru 17 марта 2021 в 21:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.