Шапарюк Анна Петровна, воспитатель
«Игра как средство всестороннего развития ребенка» консультация для педагоговмуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического направления развития детей №1» Левокумского муниципального района Ставропольского края "Игра как средство всестороннего развития ребенка" консультация для педагогов
Составлена: воспитателем МКДОУ "Детский сад №1" Шапарюк А.П.
с. Левокумское 2017г
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст- это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся еще в коляске трех месячных детей уже привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребенок тянется к яркому предмету, наталкивается на него ручонками, пытается ощупать, захватить его. А по мере развития двигательных умений он схватывает поднесенную к нему игрушку и начинает действовать с ней: с любопытством осматривает, берет в рот,размахивает ею, перекладывает из руки в руку, стучит, бросает на пол. Сколько удовольствия на его лице! Игры самых маленьких пока что заключаются в манипулировании с предметами, в результате чего ребенок знакомится с их свойствами и назначением. На втором году жизни игры ребенка становятся более осмысленными. Освоив многие действия с предметами, он пытается отображать то, что видит в повседневном окружении, подражает действиям взрослых: кормит куклу, гуляет с ней, укладывает спать, стирает, варит кашу. После полутора лет дети уже способны самостоятельно и подолгу играть со строителем, песком, водой, пытаются строить, копать, лепить«пирожки», насыпать песком грузовик, а свои действия сопровождать звуками,имитируя сигнал машины, гудок паровоза и т. п. Вместе с ростом ребенка, накапливанием жизненного опыта, развитием наблюдательности,мыслительных способностей меняется и характер детских игр. Начиная с 3 лет у детей появляются игры с замыслом. Правда, замысел еще довольно примитивен, неустойчив и легко меняется по содержанию в процессе игры, однако требует от играющего активности мысли, воображения и достаточного запаса впечатлений. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Игра — естественная,важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф.Лесгафта, «...первые игры ребенка бывают всегда имитационный: он повторяет то,что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни». Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса,удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А.Аркин называл их психическим витамином. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события,дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более труднуюз адачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами:наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель,совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе,справедливости, ответственности перед товарищами. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра— важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса. В работе детских садов большое место отводится конструктивному материалу для игры. Он обладает неограниченной возможностью изображения многих предметов,создания игр самого разнообразного содержания. Различают несколько видов конструктивного материала: крупный строительный материал,состоящий из разнообразных форм: куб, параллелепипед, цилиндр и пр. Они используется для построек на полу; настольный строительный материал примерно тех же форм, но меньшего размера предназначен для игр на столе; конструкторы,представляющие собой усложненный строительный материал, отдельные части которого скрепляются. Некоторые из них имеют определенное содержание (разборный дом, автомобиль и т.д.). Конструкторы доступны только старшим детям;полуфабрикаты — наборы дощечек, колесиков, фанеры для самостоятельного изготовления игрушек. Крупный и настольный строительный материал используется во всех возрастных группах,причем разнообразие форм и размеров вводится постепенно. Вначале даются кубы,кирпичи, затем добавляются цилиндры. После этого предлагаются те же формы нескольких размеров и добавляются конусы, дуги. Во всех группах к строительному материалу дополнительно дается фанера для перекрытия, палки, шнуры и т. п. Таким образом, детям необходимы самые разнообразные игрушки, так как в игре могут объединяться и строительный материал, и образные игрушки, и самоделки. В особую группу следует выделить театральные игрушки, атрибуты и костюмы. Для творческих игр детям часто требуются костюмы, причем условность игры требует лишь намека, элемента, характеризующего изображаемое лицо: матросская бескозырка и воротник, петушиный гребень и клюв, заячьи ушки. Желательно иметь наборы таких элементарных костюмов для инсценировок сказок. 26 декабря 2018 в 22:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.